Arms
 
развернуть
 
462403, г. Орск, ул. Школьная, д. 8 А
Тел.: (3537) 23-64-72, 23-63-69
leninskyorsk.orb@sudrf.ru
схема проезда
462403, г. Орск, ул. Школьная, д. 8 АТел.: (3537) 23-64-72, 23-63-69leninskyorsk.orb@sudrf.ru
РЕЖИМ РАБОТЫ СУДА 
Понедельник-
Пятница
08.30-17.15
 Перерыв на обед13.00-13.45
 Выходной
Суббота,
Воскресенье
 
 РЕЖИМ РАБОТЫ ПРИЕМНОЙ СУДА
Понедельник-
Пятница
08.30-17.15
Перерыв на обед13.00-13.45
 Выходной
Суббота,
Воскресенье
Подробно режим работы и приём граждан
 
УЧАСТКИ МИРОВЫХ СУДЕЙ 
Ленинского районного суда





ДОКУМЕНТЫ СУДА
Обобщение судебной практики рассмотрения уголовных дел по ст. 264 УК РФ за 2011 год.

В соответствии с планом работы Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области на 1-ое полугодие 2012 г. проведено обобщение судебной практики рассмотрения уголовных дел по ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» за 2011 год.

За указанный период Ленинским районным судом г. Орска Оренбургской области рассмотрено 9 уголовных дел в отношении 9 лиц.

К наказанию в виде лишения свободы осуждено 7 лиц, из которых по ч. 1 ст. 264 УК РФ – 3 лица, по ч. 2 ст. 264 УК РФ – 1 лицо, по ч. 3 ст. 264 УК РФ – 3 лица.

В отношении 7 лиц судом при назначении основного наказания в виде лишения свободы применены правила ст.73 УК РФ об условном осуждении (по ч.1 ст. 264 УК РФ и ч. 3 ст. 264 УК РФ).

Дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортным средством применено в отношении 6 осужденных, что составляет 66,7 %.

Два преступления совершены в зоне пешеходных переходов, где одним из участников был пешеход, остальные преступления совершены с участием транспортных средств, в которых пострадали пассажиры или водители.

В 2011 году производство по 2 уголовным делам прекращено за примирением с потерпевшими (судья Турмухамбетова В.Т.).

Оправдательных приговоров за анализируемый период 2011 года не выносилось.

За 2010 год Ленинским районным судом г. Орска Оренбургской области по данной категории преступлений рассмотрено 7 уголовных дел в отношении 7 лиц.

За 2010 год к лишению свободы с применением ст. 73 УК РФ осуждено 4 лица, к штрафу – 1 лицо. 2 уголовных дела за 2010 год прекращено за примирением сторон (судьи Войнова С.П. и Турмухамбетова В.Т.).

В ходе обобщения судебной практики по указанной категории уголовных дел установлено, что при подготовке уголовного дела к судебному разбирательству судьями Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области, содержащиеся в главах 33 и 34 УПК РФ, выполняются требования ч. 3 ст. 227 УПК РФ, и руководящие разъяснения постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 22.12.2009 года «О применении судами норм уголовно – процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству».

Нарушения процессуальных сроков при назначении судебных заседаний не выявлено.

Из анализа вопроса о сроках рассмотрения уголовных дел по ст.264 УК РФ следует, что все уголовные дела были рассмотрены судом в сроки, не превышающие 1 месяца.

Изучение материалов уголовных дел показало, что 4 уголовных дела в 2011 году Ленинским районным судом г. Орска рассмотрены в особом порядке судебного разбирательства, предусмотренном гл. 40 УПК РФ.

Предварительное расследование по уголовным делам о перечисленных выше преступлениях в основном проведено полно с исследованием всех обстоятельств необходимых для правильной квалификации содеянного, случаев частичного или полного отказа государственных обвинителей по рассматриваемой категории дел от предъявленного обвинения не имелось.

Случаи возвращения уголовных дел по данной категории преступлений прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ в 2011 г. в практике суда отсутствуют.

Случаев осуждения водителей транспортного средства по совокупности преступлений, ответственность за которые предусмотрены ст.ст. 264 и 266 УК РФ, когда водитель-владелец автомобиля выехал на технически неисправном транспортном средстве и нарушил правила дорожного движения, в силу чего наступили последствия, указанные в этих статьях, в ходе обобщения судебной практики не выявлено.

Рассматривая вопросы о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, а также данные, характеризующие личность виновного, следует отметить, что субъективная сторона рассматриваемого состава преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности лица, управлявшего транспортным средством, по отношению к наступившим последствиям, хотя само нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Однако, в целом это преступление неосторожное.

Лица, совершившие преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ, характеризуются определенными особенностями, отличающими их от лиц, совершающих умышленные преступления. Для таких лиц менее характерно наличие криминогенных свойств личности.

Возраст лиц, привлеченных к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ, варьируется от 19 до 54 лет, преимущество составляют молодые люди от 20 до 34 лет.

В 8 случаях, это мужчины (к уголовной ответственности за данный вид преступления в 2011г. привлекалась только одна женщина), из них с неполным средним образованием (1 лицо), со средним (4 лица), и средним специальным образованием (4 лица).

Работающих лиц было привлечено – 4, не работающих также 4 лица, и 1 лицо было привлечено, которое на момент совершения преступления обучалось в ПУ.

Лишь в одном случае причиной совершения дорожно-транспортного происшествия, повлекшего тяжкие последствия, предусмотренные ст. 264 УК РФ, явилось управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения

При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных ст. 264 УК РФ, судьями указывается в приговоре, нарушение каких конкретно пунктов Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в ст. 264 УК РФ, и в чем конкретно выразилось это нарушение.

Имеются случаи, когда общественно опасные последствия, предусмотренные ст. 264 УК РФ наступают в результате нарушения виновным лицом сразу нескольких пунктов Правил дорожного движения.

Как правило, применение ст. 73 УК РФ суды мотивируют тем, что осужденные по месту жительства и работы характеризуются положительно, имеют постоянное место жительства и работы, ранее не судимы, тяжких последствий не наступило.

Кроме того, суды учитывают конкретные обстоятельства дела, наличие смягчающих наказание обстоятельств и отсутствие отягчающих. Также учитывают наличие на иждивении виновного малолетних детей, влияние наказания на исправление виновного и условия жизни его семьи.

Изучение уголовных дел показало, что не всегда судьи надлежащим образом мотивируют принятое решение о применении дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством.

Обобщение показало, что при рассмотрении дел данной категории судьи Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области правильно руководствуются требованиями ст. 264 УК РФ и понимают, что уголовная ответственность по данной статье Уголовного закона наступает лишь в случае нарушения Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, наступления вредных последствий, указанных в различных частях этой нормы, и при наличии прямой причинной связи между нарушениями и вредными последствиями.

В приговорах, четко отражаются нарушенные правила, характер нарушения и наступившие вредные последствия.

Квалификация действий виновных единообразна, соответствует сложившейся практике. Уголовные дела в большинстве случаев рассматривались судами в течение месяца, а дела, представляющие повышенную сложность, в разумные сроки, не более 3-х месяцев, с указанием в протоколах причин отложения судебных заседаний и мер, принятых для обеспечения предстоящего разбирательства.

Результаты обобщения свидетельствуют о том, что судьи при рассмотрении уголовных дел по ст. 264 УК РФ руководствуются положениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 г. N 25 (ред. от 23.12.2010 г.) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения».

Анализ судебной практики по рассмотрению уголовных дел о нарушениях Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в сравнении с 2010 г. свидетельствует об увеличении дорожно-транспортных происшествий, содержащих признаки уголовно-наказуемых деяний.

Поэтому, при рассмотрении уголовных дел данной категории, судьям следует рекомендовать более внимательно подходить к оценке всех обстоятельств совершенных преступлений, личности виновных лиц, обращать внимание на наличие непогашенных административных взысканий за нарушений правил дорожного движения. Более тщательно подходить к вопросам о назначении наказаний и к вопросам о прекращении уголовных дел по различным основаниям.

 
 
 

Судья Ленинского

районного суда г. Орска

Оренбургской области В.Г. Жабин

опубликовано 14.06.2012 14:27 (МСК), изменено 17.07.2015 10:08 (МСК)
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
     

Объединённая пресс-служба судов Оренбургской области

    Пресс-служба Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области